Структурную схему романов Джейн Остин в общем, можно изобразить следующим образом. Начинается сюжет с заблуждения главного героя (героини). Возможны самые различные формы этого заблуждения: либо герой любит того, кого не следует (Эдмунд Бертрам, Мэриэн Дэшвуд), либо не так любит (Энн Эллиот, капитан Уэнтворт, Кэтрин Морлэнд, Эмма, и даже Генри Тилни). Далее следует случай, происходящий ближе к середине романа; благодаря ему открываются глаза героя и он осознаёт собственное заблуждение. Тут уж к случаю присоединяются размышления; следующая за этим часть романа описывает нелёгкое действо освобождения от ошибок и заблуждений, поиск переродившимся героем своего нового «я». Конечно, возможны и отклонения, такие, как Энн Элиот - одна из самых привлекательных героинь Джейн Остин. Энн осознаёт свою ошибку в результате рассуждений и жизненного опыта. Только в этом романе отсутствует элемент «случая». Таким образом, заблуждение и последующее освобождение от него при помощи «случая» или «размышления», а в результате и обретение себя – вот приблизительная структура романов писательницы.
Что мешает ее героиням (героям) обрести себя? Ответ на этот вопрос недвусмысленен. Это снобизм чистой воды, раздробившийся на соображения материальной выгоды, либо боязнь уронить себя, взяв в супруги человека более низкого положения, и многочисленные запреты … В четырех из шести романов Джейн Остин героини являются «Золушками» по отношению к своим избранникам: они намного ниже своих принцев по сословию, положению, часто страдают от вульгарности своих же родных. Однако же, Золушки эти значительно выше своих избранников умом, душой и сердцем. Прозрение их и их избранников, выражается в том, что они отказываются от общепринятой оценки людей, осознав, что человеческие достоинства не определяются ни сословием, ни богатством.
|